Страница обновлена 13.07.2017

муниципальное общеобразовательное учреждение Миглинская основная общеобразовательная школа
Большесельский район
Ярославская область

Страница обновлена 13.07.2017
муниципальное общеобразовательное учреждение Миглинская основная общеобразовательная школа
Большесельский район
Ярославская область

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома                                                       Директор

_________Иванова Л.М.                                                       _______________Л.П.Горохова

«20»  ноября 2013г.                                                                                «20» ноября 2013г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об  Уполномоченном по защите прав участников

образовательного процесса   в образовательном учреждении

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении(далее – Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка и Федеральным законом от 24 июля 1998 № 124-ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании»,

1.2. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в школе (далее – Уполномоченный) вводится в структуру органов общественного управления образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов (далее – прав) участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановления их нарушенных прав.

1.3. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.

II. Основные цели и задачи Уполномоченного

2.1. Основными целями и задачами Уполномоченного являются:

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

— оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;

— обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты из прав;

— содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

2.2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

 

III. Права и обязанности Уполномоченного

3.1. Уполномоченный действует в пределах своей компетенции, установленной настоящим Положением, и в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц образовательного учреждения.

3.2. Для реализации задач Уполномоченный имеет право:

— посещать уроки, родительские собрания, заседания педагогического совета или иных органов самоуправления образовательного учреждения, совещания, проводимые руководителем образовательного учреждения;

— получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

— проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса;

— заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса;

— пользоваться помощью участников образовательного процесса при решении вопросов, относящихся к его компетенции;

— вносить рекомендации (письменные или устные) администрации, педагогическому совету, органу самоуправления образовательного учреждения, предлагать меры для разрешения конфликта;

— представлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав участников образовательного процесса педагогическому совету или иным органам самоуправления образовательного учреждения и администрации школы.

3.3. Уполномоченный обязан:

— содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

— по окончании учебного года предоставлять органу самоуправления образовательного учреждения, Уполномоченному по правам человека в Московской области отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями;

3.4. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными конфиденциальные сведения о частной жизни других лиц без их письменного согласия.

 

IV. Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений

участников образовательного процесса

4.1. Уполномоченный рассматривает обращения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей несовершеннолетних), касающиеся нарушений их прав, связанных с осуществлением образовательного процесса.

4.2. Обращение подается Уполномоченному в срок не позднее трех месяцев со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно о нарушении. Обращение может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

Письменное обращение должно содержать ФИО, адрес заявителя, изложение существа вопроса.

4.3. Получив обращение, Уполномоченный:

— в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня получения обращения принимает его к рассмотрению;

— разъяснить заявителю о других мерах, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя;

— обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений;

— в случае необходимости обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека в Московской области;

-в случае необходимости передает обращение органу или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение обращения по существу.

4.4. Уполномоченный вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению, мотивированно обосновав свой отказ.

4.5. О принятом решении Уполномоченный в семидневный срок уведомляет заявителя.

4.6. Уполномоченный взаимодействует:

— с государственными и муниципальными органами управления образованием;

— Уполномоченным по правам человека в Московской области;

— комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— отделами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

— органами опеки и попечительства.

 

 

 

 

V. Обеспечение деятельности Уполномоченного

5.1. Для эффективной работы Уполномоченного администрация школы оказывает ему всемерное содействие в предоставлении на период личного приема отдельного помещения, в выдаче запрашиваемых документов и иных сведений, необходимых для осуществления деятельности в пределах его компетенции.

5.2. Администрация школы не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

5.3. Для обеспечения деятельности Уполномоченного администрация вправе в установленном порядке предусмотреть возможность использования внебюджетных источников образовательного учреждения.

5.4. Правовое обучение Уполномоченных осуществляется при содействии Департамента образования Ярославской области, содействующему правовому и гражданскому образованию.

 

VI. Порядок избрания Уполномоченного

по защите прав участников образовательного процесса.

6.1. Уполномоченным может быть педагогический работник школы: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, преподаватель, а также родитель.

6.2. Участник образовательного процесса, занимающий в школе административную должность, не может быть избран Уполномоченным.

6.3. Порядок избрания Уполномоченного.

6.3.1. Подготовка и проведение выборов Уполномоченного:

— для организации и проведения выборов в школе приказом директора создается избирательная комиссия;

— подготовка выборов осуществляется открыто и гласно;

— в пресс-центре школы (или специально отведенном месте) помещается информация о кандидатах на должность Уполномоченного за 7-10 дней до общего собрания;

— всем кандидатам на должность Уполномоченного предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации;

— предвыборная агитация может проводиться с использованием радио школы, листовок с данными, характеризующими кандидата, собраний и встреч с участниками образовательного процесса, публичных дебатов, дискуссий между кандидатами и т.п.;

— запрещается некорректная агитация, оскорбляющая или унижающая честь и достоинство кандидата;

— предвыборная агитация заканчивается за 2-3 дня до выборов.

6.3.2. Процедура выборов:

— выборы проводятся один раз в четыре года в сентябре месяце;

— в выборах участвуют работники школы, родители (законные представители несовершеннолетних), обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста;

— обучающиеся школы на собраниях структурного подразделения (классных собраниях) рассматривают кандидатуры на должность Уполномоченного;

— выбрав кандидатуру, делегируют представителей (представителя) для участия в общем собрании школы с целью избрания Уполномоченного;

— участники общего собрания избирают Уполномоченного большинством голосов (не менее ⅔ от общего числа участников общего собрания) открытым или прямым тайным голосованием. Форма голосования определяется руководителем школы по согласованию с управляющим Советом образовательного учреждения;

— избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов;

— итоги оформляются протоколом и направляются в  управление образования ,

— копия или выписка из протокола представляется в аппарат Уполномоченного по правам человека в  области;

— информация об итогах выборов размещается в пресс-центре или специально отведенном месте.

6.4. Досрочное прекращение деятельности Уполномоченного допускается в случае:

— прекращения действия трудового договора, заключенного с педагогическим работником школы;

— подачи личного заявления о сложении полномочий;

— неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей;

— неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности;

— вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Защиту прав участников образовательного процесса осуществляет член родительского комитета

Щитова Евгения Фёдоровна.

     Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса – это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы, наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации,  заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. 

     Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении – ЭТО взрослый участник образовательного процесса, к которому можно обратиться:

 - если  считаете, что Ваши права или  права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса;

 - если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы;

 - за правовой консультацией (в рамках функционирования школы);

 - за информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса;

 - если хотите внести предложения  по усовершенствованию и развитию образовательного учреждения.

  Что дает школе работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса?

Детям: чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами. Понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.

Учителям: осознание границ своих полномочий. Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией. Четкое понимание того, что он участник общественного договора, не дает войти в конфликт с ребенком.

Родителям: спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.

Директору: до 90% конфликтных ситуаций решаются оперативно, до жалоб к администрации. Возможность решать проблемы и управлять школой, используя силу общественного мнения, что, в большинстве случаев, гораздо эффективнее.

Школе в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.

Часы приема: 
Понедельник с 13:00 – 15:00

Среда  с 10:00-12:00              2 этаж, учительская

 

 

Дети имеют право

С момента рождения:

— на имя:

— на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

— на всестороннее развитие и  уважение человеческого достоинства;

— на гражданство и др.

С 6 лет добавляется право:

— совершать мелкие бытовые сделки;

— совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной

цели или для свободного распоряжения

С 8 лет добавляется право:

— на участие в детском общественном объединении

С 10 лет добавляется право:

— на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса

С 14 лет добавляются права:

— получить паспорт гражданина Российской Федерации;

— самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

— давать согласие на изменение своего гражданства;

— самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

— самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной

деятельности;

— управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла

С 15 лет добавляется право:

— работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

С 16-ти  лет добавляются следующие права:

— вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;

— работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

— управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

— быть полностью дееспособным

В 18 лет человек становится совершеннолетним,

 то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обязанности и ответственность родителей

 

 

Родители обязаны:

·   обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

·   обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования; выполнять Устав образовательного учреждения; не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

·   обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка; содержать своих несовершеннолетних детей.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

·  уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

·  злоупотребляют родительскими правами;

·  жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

·  совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная и уголовная

ответственность родителей

 

Административная ответственность

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

·   в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,

·   за доведение ребенка до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,

·   за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,

·   за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

 

Уголовная ответственность

·   за вовлечение своего ребенка в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

·   за вовлечение ребенка в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

·   за вовлечение ребенка в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

·   за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

·   за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетенция школьного уполномоченного 

 Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:

·        защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;

·        содействие формированию правового пространства в учреждении;

·        содействие формированию правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;

·        содействие формированию личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

·        совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

 Основными задачами школьного уполномоченного являются:

·        участие в восстановлении нарушенных прав ребенка;

·        профилактика нарушений прав ребенка;

·        оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях.

Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) всех участников образовательного процесса, касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.

Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные:

·        с несогласием с выставленными оценками;

·        с несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц учреждения;

·        с действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.

Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.

Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.

Анонимное обращение (обращение, не содержащее фамилию, имя, отчество, место жительства, личную подпись лица, направившего обращение, и дату написания) рассмотрению не подлежит. Не принимаются к рассмотрению обращения, не поддающиеся чтению. Такие обращения после регистрации возвращаются авторам с указанием мотивов.

С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:

·        обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка в Московской области;

·        посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;

·        получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

·        проводить совместно с органами самоуправления школы, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

·        заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;

·        передавать обращение (жалобу) должностному лицу администрации школы, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

·        ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, либо унижения достоинства ребенка;

·        обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений (при необходимости);

·        обращаться к Уполномоченному по правам ребенка в Московской области при недостижении соглашения или получения отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;

·        направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации школы, Уполномоченному по правам ребенка в Московской области;

·        выступать с устным докладом на заседаниях Совета школы в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства.

3.8. Школьный уполномоченный обязан:

·        проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;

·        принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

·        в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

·        осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;

·        не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

·        систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

 

 

 

 

 

                                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

В Заключительном Хельсинкском акте СБСЕ 1975 года государства-участники совещания отметили, что уважение прав и основных свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества как между ними, так и между всеми государствами (Б,47).

Московская конференция по человеческому измерению СБСЕ 1991 года в итоговом документе подтвердила, что “вопросы, касающиеся свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав составляет одну из основ международного порядка” (Б,48).

Новая Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием       (А,1-2,18).

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах.

В Конституции Российской Федерации особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (А,1-17), то есть в сфере регулирования и защиты прав и свобод действуют как национальные, так и международные нормы, причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора (А, 1-15).

Международные договоры, конвенции, пакты являются юридическим обязательством для государств, подписавших эти правовые акты или присоединившихся к ним. Другие международные документы в виде деклараций и резолюций носят рекомендательный характер и учитываются государствами в их законодательной и административной практике как общепринятые принципы и правила.

Итак, отношения в обществе и правила поведения его членов регулируются нормами права и нормами морали.

Нормы внутреннего права закрепляются в нормативных правовых актах, правом издания которых наделены определенные органы.

Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые образуют правовую систему и состоят между собой в определенной иерархии.

Конституция – нормативный акт высшей (после признанных международных договоров, пактов и т.п.) юридической силы, определяющий основы конституционного строя, правового статуса личности, федеративных отношений. Конституция является базой для всей системы нормативных актов, которые не должны противоречить конституционным нормам. Нормы конституции являются нормами прямого действия и могут применяться непосредственно, если в самой конституции не говорится, что порядок применения конкретной нормы устанавливается законом (А, 1 – 15).

Законы – нормативные акты, обладающие после конституции наибольшей юридической силой. Они принимаются только законодательными (представительными) органами власти при соблюдении определенной процедуры. Законы подразделяются на федеральные конституционные и федеральные законы, а также законы субъектов Федерации. На федеральном уровне законы принимаются по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению центра и субъектов Федерации. Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, прямо указанным в тексте конституции (здесь – наиболее сложная процедура принятия). Законы субъектов России (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) принимаются по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Законы могут иметь разные названия: “законы”, “кодексы”, “основы” и др.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации по предметам исключительного или совместного ведения действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта Федерации, отнесенным к предмету ведения субъекта, действует нормативный акт субъекта Российской Федерации.

Законы изменяются и дополняются только законодательными (представительными) органами, их принявшими.

По обращениям государственных органов, должностных лиц и граждан законы или их отдельные положения могут быть признаны Конституционным Судом России не соответствующими Конституции, и потому они утрачивают силу (А, 1 – 71, 72, 76, 125).

Подзаконные акты – к ним относятся Указы Президента России, постановления Правительства России, акты центральных министерств, государственных комитетов и ведомств (приказы, инструкции, положения и др.), а также нормативные акты государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации. Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, нормативных актов Президента РФ и не должны им противоречить.

Президент Российской Федерации может отменять постановления Правительства России, а также приостанавливать действие нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Федерации до решения вопроса соответствующим судом. Конституционный Суд РФ имеет полномочия проверять конституционность нормативных актов органов исполнительной власти; другие суды, столкнувшись с противоречием закона и нормативного акта государственного органа, применяют закон или могут (в определенных случаях) признать подзаконный акт недействительным (А, 1 – 85, 115, 120, 125; ГК – 13).

Особое место среди нормативных актов занимают Указы Президента РФ, которые принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, и действуют на всей территории России. Однако Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам России. В противном случае действуют нормы Конституции или федерального закона. Конституционный Суд может проверить конституционность Указов Президента, в случае признания их противоречащими Конституции РФ они утрачивают силу (А, 1 – 90, 125).

В системе нормативных актов все большее значение приобретают нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций (А, 1 – 132).

Акты общественных организаций и объединений (уставы, договоры и др.) устанавливают правила, имеющие значение только для членов или сотрудников этих организаций.

На территории России по вопросам, не урегулированным российским законодательством, могут применяться законы и подзаконные акты бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и действующему законодательству России.

Помните, что нормативный акт любого уровня, затрагивающий права и свободы человека, но не опубликованный, не имеет юридической силы (А, 1 – 15).

2. Права и свободы многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Они всегда связаны с удовлетворением интересов в личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни и должны соответствовать реальным возможностям общества.

В важнейших международно-правовых актах и в Конституции страны закреплены основные фундаментальные права и свободы человека и гражданина. Во внутреннем законодательстве на основе и во исполнение этих актов регулируются другие, производные от основных, права человека и устанавливаются механизмы их защиты и реализации. Конституционные нормы определяют основной статус личности во всех сферах жизни общества и государства, а более конкретно положение личности регулируется нормами почти всех отраслей внутреннего права – трудового, гражданского, жилищного, семейного, земельного, наследственного и др.

Основные права и свободы условно подразделяются на:

•     политические и гражданские;

•     экономические, социальные и культурные.

К  политическим и гражданским правам и свободам относятся:

•     право на свободу слова;

•     право на свободу мысли, совести и религии;

•     право на участие в ведении государственных дел и в правосудии;

•     право на равенство перед законом и судом;

•     право на жизнь, свободу и безопасность личности;

•     право на неприкосновенность жилища и частной жизни;

•     право на защиту от произвольного ареста, задержания и изгнания из страны;

•     право на свободу передвижения и выбор места жительства;

•     право на гласное, справедливое, без неоправданной задержки рассмотрение дела беспристрастным, компетентным, независимым и созданным на основании закона судом и др. (А,1, ст.ст. 19-33; Б, 44, 45, 60).

Гражданские и политические права и свободы, перечисленные выше, имеют особую природу; характер их осуществления предполагает защиту от любого вмешательства, в том числе и со стороны государства.

В числе основных социальных прав в Конституции Российской Федерации и международных правовых актах названы:

•     право на труд и свободный выбор профессии;

•     право на жилище;

•     право на социальное обеспечение;

•     право на защиту от безработицы;

•     на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением;

•     право на отдых и досуг;

•     право на образование;

•     право на участие в культурной жизни общества;

•     право на защиту материнства и детства;

•     право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

•     право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;